Дубовик А.А.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В ПРОЦЕССЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В последнее десятилетие библиотека, занимающаяся обслуживанием детского читателя, активно заявляет о своей уникальности института детства. И в самом деле, на волне некоторых демократических преобразований в нашем обществе наблюдается процесс перехода от казенщины и формализма в деятельности библиотеки к ориентации на Человека как высшую ценность. Но каким же образом библиотека способствует формированию развивающейся личности? То, что чтение благотворно влияет на становление растущей личности, бесспорно.

Но библиотека не только и не столько книгодержательница. Именно здесь наиболее ярко осуществляется процесс неформального, нерегламентированного учебной деятельностью, как в школе, свободного общения. И к определению условий и путей формирования личности в библиотеки мы подходим с точки зрения межличностного взаимодействия.

Российская педагогическая энциклопедия гласит: подлинным основанием и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение, посредством которого осуществляется движение личности в мире людей и культуре. Данные многочисленных научных исследований однозначно свидетельствуют о том, что личность ребенка формируется в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками. Согласно А.А. Бодалеву, большое влияние межличностное взаимодействие оказывает на формирование познавательной, интеллектуальной, эмоциональной сферы человека, его чувств, воли, – т.е. всех важнейших личностных характеристик. Эффективное взаимодействие сегодня рассматривается в качестве основного из человекообразующих факторов. В структуре межличностного взаимодействия традиционно выделяются такие компоненты, как отношения (внутренняя характеристика взаимоотношений) и общение (Я.Л. Коломинский).

Нами разработана система диагностики эффективности межличностного взаимодействия в условиях библиотеки и в качестве психолого-педагогического эксперимента предлагается для внедрения личностно ориентированная модель взаимодействия в библиотеке. Последняя предполагает в своей основе диалог как общение на равных, ценностное восприятие общающихся сторон. Диалоговое общение стимулирует творческую активность ребенка, способствует его раскрепощению, раскрытию внутреннего потенциала развития, а в деятельность библиотекаря вносит определенную новизну и интерес. Такая форма общения развивает у взаимодействующих сторон уверенность в себе и одновременно самокритичность. Л.А. Петровская отмечает: диалоговое общение это отход от прямолинейности, указательности, это вера воспитателя во все то хорошее и светлое, что есть в ребенке.

В результате проведенного пилотажного исследования мы можем вычленить следующие условия диалоговых отношений в библиотеке, которые являются основой духовного взаимообогащения личностей: активность в диалоге обеих сторон; равность в диалоге; взаимная расположенность, дружелюбие, интерес.

Формированию же той особой формы общения, обозначенной нами как диалоговая, способствует умение библиотекаря устанавливать позитивный стиль общения, именуемый в социальной психологии демократическим. Он характеризуется субъект субъектными отношениями на равных, что значит диалоговыми отношениями.

Данная модель взаимодействия в библиотеке обусловливается наличием у библиотекарей, занятых обслуживанием юного читателя, особой психолого-педагоги-ческой компетентности (знание детской психологии, владение способами и приемами эффективного речевого и невербального общения), а также таких индивидуально личностных качеств, как эмпатия, уравновешенность, деликатность, чувство юмора и др. По данным нашего исследования, обладая этими качествами, библиотекарь может эффективно общаться с юным читателем, оказывать влияние на его самосознание.

Проблема библиотечного взаимодействия представляет определенный интерес и нуждается в дальнейшем комплексном изучении.

Hosted by uCoz